Защита свободы конкуренции — главная цель антимонопольного законодательства
Никто не вправе действовать не в рамках закона, будь то Ваши конкуренты, либо же органы власти.
Предпринимателю, безусловно, важно знать свои права и понимать, где их незаконно ограничивают.
Органы государственной власти призваны оказывать всяческую поддержку в реализации прав и свобод граждан в предпринимательской сфере, однако зачастую может происходить обратная ситуация. Своими действиями (бездействиям) либо актами принимаемыми органами власти усложняется процесс нормальной работы субъектов бизнеса.
Кто может нарушить Ваши права, незаконно ограничивая конкуренцию?
- федеральные органы исполнительной власти,
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
- органы местного самоуправления,
- организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг,
- государственные внебюджетные фонды,
- Центральный банк Российской Федерации
Какие действия запрещаются?
- введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
- дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
- предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
- предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований законодательства;
- создание дискриминационных условий;
- установление и\или взимание не предусмотренных законодательством РФ платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
- дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара*
- запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции*;
- запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов*,
- запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора
* исключения предусмотрены действующим законодательством
Пример из практики ФАС
|
ФАС России признала Минэнерго России, нарушившим антимонопольное законодательство (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установление не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к ним), и выдала предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Минэнерго России, внеся в перечень охраняемых объектов объекты не государственных форм собственности, закрепило за собой возможность осуществлять защиту этих объектов только ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России совместно с ФГУП «Охрана» МВД Российской Федерации. Таким образом, частные охранные предприятия не имели возможности осуществлять свою деятельность по предоставлению охранных услуг, что привело к нарушению антимонопольного законодательства. По закону «О защите конкуренции», запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
Кроме того, запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение компаний функциями и правами органов власти, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
|
Важно! Запрещаются соглашения между органами государственной власти и между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
- повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов)*;
- экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Данные нарушения случаются в нашей стране достаточно часто, немного статистических данных для примера.
При проведении проверок ФАС за 2010 г. больше всего нарушений по ограничению конкуренции было связано с действиями органов власти – 60.5% от всех.